О порядке действий педагогических работников по предупреждению и выявлению насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних
- Настоящая Инструкция определяет порядок действий педагогических работников по предупреждению насилия и эксплуатации (далее - насилие) в отношении несовершеннолетних, а также выявлению пострадавших от них детей с целью оказания им помощи и информирования заинтересованных.
- Для целей настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании; Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. №2570-ХП «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-3 «Об оказании психологической помощи», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2015 №485 (далее — Постановление), Национальным механизмом оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия (далее - Национальный механизм), Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (далее - Алгоритм информирования).
- Педагогические работники учреждений образования[I]принимают меры по предупреждению насилия и эксплуатации, а также выявляют пострадавших от них детей при выполнении должностных обязанностей, в том числе при:
реализации образовательных программ;
проведении воспитательных мероприятий во внеучебное время;
изучении особенностей семейного воспитания;
осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений, обеспечению прав и законных интересов детей.
В случае выявления насилия в отношении несовершеннолетнего обучающегося педагогические работники незамедлительно действуют в соответствии с положениями Алгоритма информирования. При наличии признаков эксплуатации указанные действия осуществляются с учетом положений Постановления.
- Руководитель учреждения образования:
обеспечивает прием на работу исключительно работников (для занятия педагогических и иных должностей, связанных с работой с детьми), в отношении которых имеется информация органов внутренних дел об отсутствии судимости возбужденных уголовных дел по статьям 166 - 170, 171, 171-1, 172, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343, 343-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, привлечения к административной ответственности по статьям 19.5, 19.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
направляет в территориальный орган внутренних дел для организации проверочных мероприятий на причастность к насилию и эксплуатации в отношении несовершеннолетних списки педагогических и иных работников учреждения образования: мужского пола - не реже одного раза в 2 года; женского пола - не реже одного раза в 5 лет.
- Ежегодно в периоды с 10 октября по 10 ноября и с 1 марта по 1 апреля в учреждении образования во взаимодействии с территориальным органом внутренних дел организуется деятельность по выявлению детей, подвергшихся насилию, которая включает последовательные шаги:
А) проведение мероприятий для педагогов, обучающихся и их родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей с целью информирования о проблеме насилия в отношении несовершеннолетних, его проявлениях, признаках, негативных последствиях и возможных вариантах обращения за помощью (приложение 1 к настоящей Инструкции)',
Б) заполнение воспитателями дошкольного образования, классными руководителями, кураторами учебных групп карт наблюдения за обучающимися (приложение 2 к настоящей Инструкции) индивидуально на каждого обучающегося либо в виде таблицы (матрицы), составленных на всех обучающихся класса или группы, в динамике в I и II полугодии учебного года (при необходимости, в случае изменения поведения обучающегося, в течение учебного года) и их передачу педагогу-психологу в день заполнения.
- Педагог-психолог учреждения образования:
A) не позднее 5 рабочих дней (максимально оперативно) осуществляет анализ поступивших карт наблюдения группы (класса) и определяет обучающихся, предположительно подвергшихся насилию;
Б) не позднее 3 рабочих дней (максимально оперативно) проводит беседы с обучающимися группы (класса), предположительно подвергшимися насилию, в ходе которых устанавливает с ними психологический контакт, изучает их эмоциональное состояние, использует методы психологической диагностики (приложение 3 к настоящей Инструкции) и (или) проводит индивидуальные беседы с педагогическими работниками, родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями для уточнения информации, полученной при проведении анкетирования или заполнении карт наблюдения;
B) не позднее 1 рабочего дня (максимально оперативно) после завершения работы в классе (группе) информирует руководителя учреждения образования о ее результатах.
- Руководитель учреждения образования, которому стало известно о факте насилия в отношении несовершеннолетнего, незамедлительно действует согласно Алгоритму информирования. При наличии признаков эксплуатации указанные действия осуществляются с учетом Постановления.
- Во время проведения компетентными органами процессуальных действий, иных следственных и доследственных мероприятий педагог-психолог оказывает психологическую поддержку несовершеннолетнему, его родителям (усыновителям, удочерителям), опекунам или попечителям, исключая работу со случаем насилия, совершенным указанными лицами.
После завершения процессуальных действий, иных следственных и доследственных мероприятий педагог-психолог продолжает оказывать психологическую помощь детям, включая проработку случая насилия или эксплуатации.
Согласно Национальному механизму, детям, подвергшимся сексуальному насилию, оказывается психологическая помощь с применением методов и методик оказания психологической помощи (приложение 4 к настоящей Инструкции). Педагог-психолог социальнопедагогического центра либо иного учреждения образования, оказывающий помощь несовершеннолетнему, самостоятельно выбирает форму оказания психологической помощи, максимально эффективные и надежные методы и методики исходя из целей оказания психологической помощи (насилие), ее видов, своей профессиональной компетентности; пола, возраста, особенностей личности ребенка, подвергшегося насилию, и его поведения.
Категорически запрещаются:
информирование руководителем, работником учреждения образования лица, которым совершались или могли совершаться насильственные или эксплуатирующие действия в отношении ребенка», о выявлении факта или признаков насилия;
самостоятельное проведение руководителем, работником учреждения образования действий, не предусмотренных настоящей Инструкцией, Алгоритмом информирования, Алгоритмом взаимодействия, Национальным механизмом, Постановлением;
разглашение руководителем, работником учреждения образования сведений о несовершеннолетнем, в отношении которого имеется информация о том, что он пострадал или мог пострадать от насилия или эксплуатации.
Приложение 1
к Инструкции о порядке действий педагогических работников по
предупреждению и выявлению насилия и эксплуатации в отношении
несовершеннолетних
Информационно-просветительский и обучающий материал
Насилие над детьми является распространенным явлением в современном мире. К сожалению, несмотря на то, что преодолению этой проблемы уделяется большое внимание, случаев насилия в отношении несовершеннолетних не становится меньше.
Наряду с домашним и иным насилием над детьми, особую актуальность для белорусского общества имеют сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних, а также их сексуальная эксплуатация, которая может как сопутствовать сексуальному насилию, так и совершаться отдельно от него.
Решением задач предупреждения и преодоления этих негативных явлений занимаются представители правоохранительных органов, медики, юристы, социальные работники, педагоги, психологи и другие специалисты.
Вместе с тем основной чертой насилия, особенно сексуального, и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, затрудняющей их предупреждение, выявление и пресечение, остается высокая латентность (несообщение о преступлении жертвой, ее законным представителем, иным осведомленным лицом, его сокрытие).
Причины этого бывают:
- психофизическими (когда потерпевший не воспринимает происходящее как преступление либо не способен надлежащим образом реагировать на него и, соответственно, сообщить о нем куда-либо в силу своего возраста либо психофизического состояния (например, особенностей психического развития), и т.п.)',
- индивидуально-психологическими (стыд, боязнь наказания и (или) огласки со стороны жертвы или ее законного представителя; воздействие применяемых преступником к жертве шантажа, угроз, искусственно сформированного «комплекса вины», иных психологических манипуляций; устойчивая психологическая, материальная или иная зависимость жертвы, ее законного представителя от преступника (например, когда это один из родителей); осознанное нежелание жертвы, ее законных представителей участвовать в уголовном процессе и др.)',
- социальными (низкий уровень правосознания и осведомленности общества и отдельных граждан по проблематике сексуального насилия и эксплуатации в отношении детей, вовлеченности в борьбу с ней; социальное и (или) семейное неблагополучие и т.д.)',
- цифровыми (перемещение действий, направленных на насилие
и эксплуатацию в отношении детей, в виртуальное пространство)',
Для эффективной борьбы с насилием и эксплуатацией в отношении детей важно владеть понятийным аппаратом в данной сфере.
В словаре С.И. Ожегова насилие в общем смысле истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».
Насилие над ребенком - это любое неслучайное поведение взрослых или других детей/подростков, выходящее за пределы норм поведения и/или несущее значительный риск физического или психологического ущерба ребенку. Такое поведение может быть
намеренным или ненамеренным и включать в себя как акты действия (насилие), так и бездействия (пренебрежение).
Выделяют следующие основные виды насилия в отношении детей:
- физическое - неслучайное (преднамеренное) использование физической силы в отношении ребенка, которое приводит или с большой долей вероятности может привести к ущербу для его здоровья, жизни, развития и человеческого достоинства. Физическое насилие может включать такие действия, как побои, пинки, царапины, толчки, пощечины, хватание, укусы, удушение, ошпаривание, ожоги, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами и т.д.
- психологическое (эмоциональное) - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, которое выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Включает словесные оскорбления, унижение достоинства, открытое неприятие, враждебность, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; шантаж, угрозы; предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям, преднамеренную физическую или социальную изоляцию ребенка и др. Единичный случай не является психологическим насилием. Для этого вида насилия характерно формирование климата, и важным компонентом для выявления психологического (эмоционального) насилия является систематический, повторяющийся характер. Эмоциональное насилие может быть намеренным или неосознанным, но это всегда длящееся поведение.
- пренебрежение нуждами ребенка - оставление его без присмотра и защиты, отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи (неоказание или несвоевременное обеспечение медицинской помощи).
- сексуальное - использование ребенка другим лицом для получения сексуального удовлетворения, а равно вовлечение ребенка в сексуальную активность, значения которой он в полной мере не понимает и не может дать на нее осознанного согласия, которая не соответствует уровню его развития и (или) нарушает законы и социальные запреты общества.
Несовершеннолетние могут подвергаться насилию со стороны как взрослых, так и других детей или подростков.
Сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего является наиболее специфичным видом насилия и также подразделяется на виды, бывая:
- физическим, то есть сопровождающимся физическим воздействием;
- интеллектуальным (психологическим), то есть не сопровождающимся физическим воздействием.
Под эксплуатацией в общем смысле понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или оказания услуг, включая рабство или обычаи, сходные с рабством.
Сексуальная эксплуатация подразумевает выполнение несовершеннолетним работ или оказание услуг сексуального характера - занятие проституцией, участие (позирование) при изготовлении порнографии (в том числе самостоятельное изготовление своих порноизображений по просьбе или требованию преступника) и т.п.
Применительно к ребенку эксплуатация, как и сексуальное насилие, может сопровождаться как прямым принуждением, так и «мнимой добровольностью», обусловленной несовершеннолетним возрастом потерпевшего (ей).
Предупреждение и преодоление проблемы насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних в нашем обществе имеет чрезвычайно важное значение в силу наименьшей защищенности детей и подростков.
Насилие, пережитое в детстве, является серьезным травмирующим событием, которое может оказывать значительное негативное влияние на поведение и благополучие человека на протяжении всей его жизни. Например, последствиями насилия могут стать низкая самооценка, неуверенность в себе и своих силах, чувство неполноценности, постоянные приступы беспокойства, тревожные состояния, недоверие к людям, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и другие негативные проявления. То же самое может повлечь и эксплуатация ребенка.
Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком или эксплуатировать его. Любые насильственные действия запрещены законом и наказываются административным и уголовным наказанием. Поэтому каждый несовершеннолетний имеет право на защиту от насилия и эксплуатации.
Существует целый ряд нормативных правовых актов и иных документов, которые обеспечивают защиту ребенка от насилия и эксплуатации:
- Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах ребенка»;
- Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»;
- Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми»;
- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
- Уголовный кодекс Республики Беларусь;
- и др.
За защитой ребенка в ситуации насилия или эксплуатации несовершеннолетний, его законные представители могут обратиться:
- в органы внутренних дел (милицию), Следственный комитет Республики Беларусь, органы прокуратуры;
- к руководителю, педагогу, педагогу-психологу, педагогу социальному учреждения образования;
- к медицинскому работнику организации здравоохранения.
За помощью ребенку, его близким в ситуации насилия или эксплуатации можно обращаться:
- в районные социально-педагогические центры (по месту жительства);
- в Республиканский центр психологической помощи (г. Минск, Тел.+375173001006);
- в территориальные центры социального обслуживания населения (по месту жительства);
- в государственное учреждение «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» (г. Минск, тел. +375173173232, +375293673232 («А1»), +375336033232 («МТС»));
- в учреждение здравоохранения «Минский городской клинический центр детской психиатрии и психотерапии» (тел. +375173208871);
- в центры дружественного отношения к подросткам (на базе организаций (учреждений) здравоохранения по месту жительства);
- на республиканскую телефонную «горячую линию» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию (тел. 88011001611);
- на телефон экстренной психологической помощи для детей и подростков (+375172630303);
- посредством анонимной и бесплатной консультации психолога для
подростков (с 14 до 19 лет) на онлайн-платформе talk2ok@by;
о и др.
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОЕ ЗДОРОВЬЕ!
ПОМНИТЕ О СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ!!!
Приложение 2 к Инструкции о порядке действий педагогических работников по предупреждению и выявлению насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних
Карта наблюдений
Инструкция: отметьте, пожалуйста, поведение, которое наиболее часто встречается у ребенка (подростка).
Ф. И. О. заполнявшего Дата
Ф.И.О. ребенка, возраст________________________________________________________
№
|
Индикатор
|
Заполнение октябрь-ноябрь
|
Заполнение март- апрель
|
Заполнение в течение учебного года (в связи с изменением поведения обучающегося)
|
|
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
1
|
Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии (настроения)
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Одевается вызывающе (брюки, прическа - мальчики; преувеличенность в одежде, косметика - девочки)
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Негативно относится к замечаниям
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Агрессивен (кричит, употребляет силу). «Пристает» к более слабым детям
|
|
|
|
|
|
|
12
|
Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям
|
|
|
|
|
|
|
13
|
Не заинтересован в учебе
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых
|
|
|
|
|
|
|
15
|
Не пунктуален, не старателен
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Бесцельно двигает руками Разнообразные «тики»
|
|
|
|
|
|
|
17
|
Грызет ногти
|
|
|
|
|
|
|
18
|
Слишком инфантилен в речи. Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово
|
|
|
|
|
|
|
19
|
Родители сознательно лгут, оправдывают отсутствие ребенка в школе
|
|
|
|
|
|
|
20
|
Выглядит так, как будто очень плохо питается
|
|
|
|
|
|
|
21
|
У ребенка частые вирусные заболевания, головные боли
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: Карта наблюдения для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008).
Обработка результатов, Шкалы:
- Недоверие к новым людям и ситуациям - 1,2, 3.
- Депрессия и уход в себя - 4, 5, 6.
- Тревожность по отношению к окружающим - 7, 8, 9.
- Враждебность по отношению к окружающим - 10, 11, 12.
- Недостаток социальной нормативности - 13, 1415.
- Невротические симптомы - 16, 17, 18.
- Неблагоприятные условия среды - 19, 20, 21.
Приложение 3
к Инструкции о порядке действий педагогических работников по предупреждению и выявлению насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних
Работа с несовершеннолетним при подозрении на насилие
На основании результатов анкетирования определяется выборка учащихся, предположительно подвергшихся насилию. Проводится сбор дополнительной информации о социальной ситуации развития несовершеннолетнего, его эмоциональном статусе, характере межличностных отношений со сверстниками и взрослыми и т.д.
Первичное интервью с ребенком (далее - ПИР)
Цель: определение проблемы ребенка и объема помощи.
Задачи: выяснить отношение ребенка к обозначенной взрослым проблеме или мнение ребенка о сущности проблемы (если есть различия в понимании проблемы).
Собрать информацию по этой проблеме:
— Кому ребенок доверяет.
— Предварительная оценка психологического состояния ребенка.
— Оценка степени опасности/безопасности для ребенка.
— Решение проблемы с точки зрения ребенка.
— Анализ полученной информации и составление плана следующей встречи.
Структура ПИР
№
|
Этапы интервью
|
Примечания
|
1
|
Представление друг другу:
А) попросить ребенка назвать свои имя, фамилию, возраст; спросить, когда у него день рождения;
Б) представить себя (И.О., рассказать о себе словами доступными для понимания ребенком)
|
Нейтральные вопросы типа: сколько лет, как зовут родителей и т.н. Необходимо дать возможность ребенку расслабиться.
|
2
|
Постепенное вовлечение в обсуждение проблемы:
A) попросить рассказать о семье, о взаимоотношениях между членами семьи и ребенком, взаимоотношениях между другими значимыми взрослыми;
Б) выявить члена семьи или другое значимое лицо, которому ребенок доверяет;
B) как ребенок социализируется (посещение учреждения образования.
|
Отношения с ребенком строятся в зависимости от возраста: маленькому ребенку предоставить игрушки, присоединиться к игре, предложить какое-то занятие (рисунок семьи, «дом-дерево-человек» и т.п.). В недирективной манере попросить ребенка рассказать о его чувствах к тем людям, с которыми он живет.
|
|
наличие приятелей и т.д., другие интересы - хобби, спорт, занятия музыкой и пр.).
|
|
3
|
Информация о причине беседы:
A) догадывается (знает) ли ребенок, зачем его пригласили;
Б) попросить ребенка рассказать о случившемся или о том, что его беспокоит;
B) задать уточняющие вопросы (как долго длилось травмирующее событие, как произошло раскрытие, кому ребенок рассказал, какая была реакция от взрослых на раскрытие и т.п.);
Г) побудить ребенка выразить свои чувства к происходящему событию и его участникам.
|
Ребенку следует задавать наводящие вопросы, нельзя задавать прямых травмирующих вопросов. Вопросы должны быть простые и короткие. Маленькому ребенку воспроизвести травмирующее событие поможет игра, рисунки, куклы и другие подсобные материалы. На этой фазе подход может быть более директивным. Нужно следить за своей реакцией на рассказ ребенка: исключается выражение таких чувств, как брезгливость, ужас, недоверие. Стоит дать понять ребенку, что вы верите ему и поддерживаете его. Нужно тщательно зафиксировать рассказ ребенка, используя его слова и выражения. Нужно уважать пожелание ребенка не передавать его рассказ родителям.
|
4
|
Оценить ситуацию и
психоэмоциональное состояние ребенка для решения вопроса о его безопасности.
|
Необходимо отмечать реакцию ребенка, наблюдая за его поведением, эмоциональными и вегетативными проявлениями (мимика, покраснение лица, учащение дыхания, волнения, проявление страха, заикание, когда касаются волнующих его тем). Возможно проведение
психологических мероприятий с использованием подходящих методик, например, релаксации.
|
5
|
Заключительная часть:
А) оказать ребенку поддержку, похвалить его за смелость и доверие, заверить его, что вы сделаете все от вас зависящее, чтобы помочь ему;
Б) рассказать ребенку, что вы будете делать с полученной информацией.
Привлечь его к сотрудничеству.
|
Можно закончить интервью, отведя ребенка к взрослому (педагогу, родителю и т.п.), назначить следующую встречу и отметить позитивные моменты настоящей.
|
6
|
Предварительная оценка полученной информации.
Планирование дальнейшей работы.
|
Самое главное - оценить внешнюю и внутреннюю безопасность ребенка. Сопоставить рассказы ребенка и взрослого.
|
Главная цель беседы с ребенком - это поддержать и выслушать его, дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает пострадавшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью.
Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник - близкий родственник. Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко лгут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности.
Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо рассказать о возможности переехать жить на некоторое время в приют для уменьшения времени общения с обидчиком.
Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются: безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование; доверие к детям и подросткам; формирование чувства безопасности у жертв насилия.
Необходимо в случаях, когда ребенок внезапно стал говорить о совершенном над ним насилии: не перебивать, дать возможность ребенку закончить рассказ; поддержать, сказать, что он (она) молодец, что рассказал(а) о случившемся; дать понять ребенку, что он (она) в безопасности; принять меры по обеспечению безопасности, если насилие совершено близкими родственниками.
В качестве дополнительных с учетом профессиональной компетентности специалиста, возраста несовершеннолетнего, вида насилия и других критериев на выбор педагога-психолога могут быть использованы следующие методики:
© Анкета оценки социально-психологического состояния подростков (И.М. Никольской - И.В. Добрякова, 2014);
- Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан, 1983);
- Детская шкала для диагностики тяжести реакций на травматический стресс (Пинос Р., Стейнберг А., 2002).
® Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков» (Волкова Е.Н., 2008);
- Методика интервью для диагностики насилия (Волкова Е.Н., 2008);
® Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения» (Волкова Е.Н., 2008);
* Методика «Письмо другу» (Волкова Е.Н., 2008);
о Метод серийных рисунков и рассказов (Никольская И.М., 2010);
« Проективные методики по выбору: «Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Кинетический рисунок семьи», «Кинетический рисунок класса/группы», «Несуществующее животное», «Розовый куст»;
® Опросники группы ICAST: ICAST- С - опросник для изучения насилия среди детей и подростков 11-18 лет; ICAST- Р - опросник для изучения распространенности насилия над детьми среди родителей или лиц, их заменяющих.
Приложение 4
к Инструкции о порядке действий педагогических работников по предупреждению и выявлению насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних
Общая схема организации индивидуальной психологической работы
с несовершеннолетним, пострадавшим от насилия
- Разъяснение несовершеннолетнему, какую помощь может оказать педагог-психолог пострадавшему ребенку.
- Признание тяжести произошедшего и побуждение ребенка говорить о случившемся.
- Помощь ребенку в выражении чувств, возникших в связи с ситуацией насилия. Разъяснение того, что многие жертвы насилия испытывают подобные чувства и подвержены схожим реакциям.
- Выяснение представлений ребенка о травматическом влиянии насилия. Следует объяснить, что многие из жертв имеют неверное представление о мере своей ответственности за случившееся: на самом деле переживший насилие не может быть виноват в том, что оказался жертвой.
- Резюмирование вышесказанного, после чего следует переход к фазе разрешения проблем.
- Помощь ребенку в осознании отдельных переживаний. Определение, какие именно переживания беспокоят больше всего и нуждаются в проработке в первую очередь.
- Составление с ребенком плана действий по разрешению важнейших проблем, вызванных ситуацией насилия. При проработке каждой проблемы обсуждается поиск альтернативных решений и планирование конкретных шагов по изменению ситуации. Важно укрепить появившееся у ребенка ощущение, что он контролирует ситуацию и свою жизнь.
- Оценка способности ребенка справиться с последствиями насилия. Необходимо выяснить, кто из ближайшего окружения несовершеннолетнего может оказать ему поддержку, тем самым расширить внешние ресурсы ребенка.
Психологическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие
Процесс оказания психологической помощи детям, пострадавшим в результате насилия сексуального характера проходит в несколько этапов:
I -й этап — сбор информации о факте совершенного насилия;
2-й этап — составление плана психологической беседы;
3- й этап — выбор условий и места для проведения встреч с ребенком;
4- й этап — проведение первичной беседы;
5-й этап — проведение нескольких последующих встреч с ребенком для оказания ему необходимой психологической поддержки.
Сбор информации
Сбор информации осуществляется путем ознакомления педагога-психолога с различными источниками, которые дают информацию: - о подтверждении факта насилия;
- о характере совершенного насилия;
- об обстоятельствах, в которых произошло насилие;
- о личности подозреваемого;
- о непосредственной реакции ребенка на случившееся.
Составление плана психологической беседы
Составление плана психологической беседы производится педагогом-психологом в зависимости от выбранных им индивидуальных методов работы. При составлении плана обязательно учитываются:
- наиболее важные вопросы, требующие уточнения;
- уровень развития ребенка для правильной формулировки вопросов;
- готовность ребенка к признанию.
По факту готовности к признанию дети делятся на четыре группы:
- готовые рассказать о случившемся во всех подробностях одному или нескольким людям;
- готовые сделать частичное признание, преуменьшить либо скрыть информацию о насилии;
- психологически не готовые к признанию, поскольку факт их насилия был открыт без их участия;
- дети, факт насилия в отношении которых не установлен точно и лишь подозревается.
Выбор условий и места для проведения встреч с ребенком
К месту проведения беседы предъявляются следующие требования:
- оно должно отвечать удобствам ребенка;
- в нем не должна быть чересчур официальная обстановка;
- не должно быть переизбытка игрушек (исключение - куклы, необходимые при работе с детьми дошкольного возраста, помогающие ребенку в объяснении факта насилия).
При выборе времени беседы обязательно должен учитывать режим дня ребенка, особенно если речь идет о маленьких детях. Средняя продолжительность первичной беседы не должна превышать 30 минут.
Присутствие родителей или лиц, имеющих опекунство над ребенком, во время беседы не допускается (исключение-дети младше 6 лет, испытывающие страх наедине с посторонними людьми).
Проведение первичной беседы
Проведение первичной беседы проходит в несколько стадий:
1) установление контакта специалиста с ребенком;
2) оценка развития ребенка;
3) получение информации;
4) стадия - завершение беседы;
5) стадия - анализ полученных сведений.
Цель установления контакта педагога-психолога с ребенком - завоевание его доверия для возможности дальнейшего общения.
Оценка развития ребенка требуется для определения интеллектуального уровня ребенка, его жизненного опыта, способности отвечать на задаваемые сложные вопросы и выявление его психологических особенностей через анализ соответствия возрасту, развитие памяти, запас знаний, уровень психологической зрелости, способность понимать и оценивать происходящие события.
Получение информации происходит в процессе спонтанного рассказа ребенка, а в случае невозможности вызвать его на разговор - путем задавания педагогом-психологом
конкретных прямых и наводящих вопросов, используя имеющуюся у него информацию о случившемся. В случае, когда от ребенка невозможно получить сведения путем ответа на прямые и наводящие вопросы, педагогу-психологу разрешается использовать вопросы с несколькими вариантами ответа.
Завершение беседы заключается в выражении педагогом-психологом признательности ребенку за сотрудничество вне зависимости от плодотворности состоявшегося разговора. Главные критерии, по которым осуществляется анализ полученных сведений - объективность, профессионализм специалиста и опора на конкретные факты.
Проведение последующих встреч с ребенком
Количество последующих встреч педагога-психолога с ребенком для оказания психологической помощи может варьироваться в зависимости от индивидуальной ситуации. В среднем полный сеанс по оказанию психологической помощи включает в себя 6-8 занятий, однако, в некоторых случаях их требуется больше или меньше. Точное количество необходимых бесед определяется специалистом, исходя из оценки психологического состояния ребенка и обстоятельств осуществленного по отношению к нему насилия.
Цели 1-го и 2-го занятий:
- Создать у ребенка атмосферу доверия к педагогу-психологу и предстоящим встречам с ним.
- Оказать ребенку помощь в раскрытии его мыслей и чувств, связанных с пережитым насилием.
- Снизить состояние тревоги у ребенка, ослабить его чувство вины, повысить его самооценку.
Цели 3-го и 4-го занятий:
- Дать ребенку возможность говорить о своем отношении к насильнику.
- Обсудить с ребенком проблемы нарушения доверия к другим людям.
- Помочь ребенку понять, каким людям можно доверять, а каким - нет.
Цели 5-го и 6-го занятия:
- Дать ребенку общее представление о любви и сексуальных отношениях (с учетом возраста ребенка).
- Помочь ребенку понять разницу между сексуальными отношениями по взаимному согласию и сексуальному насилию.
- Помочь ребенку понять, почему некоторые люди способны совершать насилие по отношению к детям.
Цели 7-го и 8-го занятий:
- Помочь ребенку понять, что определенные вещи могут напоминать ему о пережитом насилии и вызывать чувство страха.
- Научить ребенка преодолевать негативные чувства, вызываемые этими воспоминаниями.
- Объяснить ребенку, как он может противостоять насилию.
- Помочь ребенку не чувствовать себя одиноким в своем горе.
- Показать ребенку, что в его личностном развитии возможен прогресс.
Методы, используемые во время занятий:
- Любая отвлеченная деятельность, помогающая ребенку проявить себя, а педагогу- психологу - поддержать его и похвалить.
- Вопросы, позволяющие специалисту больше узнать о его интересах, увлечениях и личных качествах.
- Всестороннее обсуждение истории, связанной с насилием и личностью насильника.
- Психологические тесты, позволяющие установить, как ребенок представляет картину совершенного насилия, насколько сильно он испытывает чувство вины, какие негативные чувства его терзают.
- Обсуждение с ребенком результатов тестирования.
- Подбор и применение необходимых методик для избавления ребенка от негативных мыслей, чувств и преследующих его страхов.
Для индивидуальной психологической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, пострадавшими от насилия, рекомендуется применять методы сказкотерапии, куклотерапии, песочной терапии, арт-терапии, семейной системной терапии, ролевого проигрывания жизненных ситуаций или их элементы.
В подростковом возрасте к вышеперечисленным методам и техникам психологической помощи целесообразно добавить когнитивно-поведенческую терапию и консультирование.
[I] Для целей настоящей Инструкции под учреждениями образования понимаются учреждения дошкольного образования, а также учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, иные учреждения образования (в пределах компетенции).